Общие сведения
Кушнарева Татьяна Сергеевна, социальный педагог
ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок»
Образование - высшее, диплом АВС № 09700634 от 26 июня 2001 года, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова.
Специальность по диплому - Учитель начальных классов и технологии.
Стаж педагогической работы – 15 лет.
Стаж работы в данном учреждении - 8 лет.
Стаж работы в должности социального педагога – 15 лет.
Наличие квалификационной категории – первая квалификационная категория.
С 2010 года работаю в должности социального педагога в Государственном бюджетном учреждении Республики Хакасия «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок».
Одним из важнейших направлений моей деятельности является подготовка воспитанников дома-интерната к вступлению во взрослую жизнь, формирование у них необходимых для этого знаний, умений и навыков.
Для освоения воспитанниками системы жизненно необходимых практических знаний, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни, комфортное проживание, закрепления и расширения диапазона социально-бытовых операций, осуществляемых ими в течение дня, недели, мной выстроена четкая система социально-педагогической работы по специально разработанной программе социально-бытового обучения и развития «Будущее в моих руках» по следующим направлениям: «Бытовая самостоятельность», «Санитарно-гигиенические навыки, «Самообслуживание», «Социально-бытовое окружение», «Социальное поведение», «Социальные навыки».
Систематически и эффективно осуществляю работу с подростками «группы риска» по профилактике и выявлению предрасположенности к аддиктивному, суицидальному поведению. Углубленно изучаю психосексуальное развитие и межличностное взаимодействие подростков с умственной отсталостью, организовала социально-педагогический процесс с учетом половой идентичности особенностей развития подростков в ходе полоролевой социализации.
В процессе коррекционно-развивающей деятельности для формирования трудовых умений и навыков у детей-инвалидов активно использую современные виды трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, животными, ручной труд, начальную допрофессиональную подготовку.
Для выявления уровня сформированности практических умений и навыков эффективно применяю современные социально-педагогические диагностики: педагогическое наблюдение; беседу по сюжетным, предметным картинкам, фотографиям; модифицированный вариант анкетирования для детей с ОВЗ; моделирование реальных ситуаций; модифицированный вариант теста – опросника; перфокарты для детей с глубокой и тяжелой умственной отсталостью; методику «Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний» и д
Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью организую в системе через моделирование реальных жизненных ситуаций по авторским программам социально-бытовой ориентировки: «Ребенок и окружающий мир» (для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью); «Я и общество» (для детей с умеренной умственной отсталостью); «Мой мир» (для детей с умственной отсталостью с проявлением аутизма); «Все в моих руках» (для подростков послешкольной реабилитац.
В процессе работы была выработана и реализуется четкая система взаимодействия с воспитанниками под названием «Мир вокруг нас» с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. С целью закрепления приобретенных знаний, умений и навыков регулярно провожу экскурсии с воспитанниками в социум.
Разработала комплекс мероприятий, направленный на формирование общей культуры и нравственных качеств личности воспитанников с умственной отсталостью.
Чтобы ребенок с особыми потребностями всегда чувствовал себя психологически комфортно в детском коллективе, в окружающем его социуме, регулярно провожу игры-упражнения, игры-тренинги для снятия эмоционального напряжения, скованности, застенчивости, переутомления, страха перед окружающими.
Для облегчения адаптации и социализации детей-инвалидов в социальную среду мною осуществляется социально-педагогическое сопровождение.
В результате эффективно организованного социально-педагогического процесса в 2014 году на 90% увеличилось количество воспитанников с полностью сформированными навыками социализации.
Совместно с воспитанниками принимаю участие во всех творческих конкурсах, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья. \
С целью обеспечения условий по охране жизни и здоровья воспитанников систематически организую и провожу спортивные мероприятия, походы, трудовые десанты. На коррекционно-развивающих занятиях использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.
С 2013 года в рамках реализации программы «Равные возможности» осуществляю в учреждении реализацию инновационной технологии «тренировочная квартира», направленную на подготовку детей-инвалидов к самостоятельной жизни в социуме. Реализация мероприятий технологии осуществляется в виде инновационных подходов:
ü Технология социальной диагностики.
ü Технология социального консультирования.
ü Технология социально-бытовой реабилитации.
ü Технология социальной интеграции.
ü Технология вспомогательных и технических средств реабилитации.
ü Технология социальной терапии.
За небольшой период времени прохождения курса социализации в тренировочной квартире, воспитанники достигли хороших результатов, трое воспитанников вернулось в семью.
В процессе работы с родителями я выработала и эффективно реализую четкую систему, которая получила название «Я и моя семья». Данная система включает следующие направления работы:
ü Технология социальной диагностики (изучение социально-психологического портрета семьи.
ü Технология телефонного консультирования с родителями (по запросу воспитанников, воспитателей и других педагогов и специалистов).
ü Технология социального контактного консультирования (непосредственный контакт педагога с родителем).
ü Технология социальной терапии (изготовление подарков, открыток для родителей, праздничные концерты, переписка с родителями).
ü Информационно-коммуникативные технологии (разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей).
Эффективность работы с семьями, осуществляется как по запросу, так и в порядке перспективного планирования на год. Систематическое общение с родителями позволило активизировать их участие в жизни своих детей.
С учетом профессионализма, творческого подхода и на уровне сотрудничества мною выстроена система взаимодействия со специалистами и другими педагогами образовательных учреждений, которая эффективно влияет на результативность работы и играет огромную роль в адаптации и интеграции детей – инвалидов
Тесно сотрудничаю с медицинским персоналом, юристом и специалистами по социальной работе при составлении индивидуального маршрута развития на каждого воспитанника
Активно участвую в экспериментальной деятельности учреждения, что способствует расширению моей профессиональной компетентности.
С 2012 года эффективно и в системе реализую инновационную программу «Особый ребенок» (АНМЦ «Развитие и коррекция») через коррекционно-развивающие занятия, экскурсии с детьми-инвалидами по социально-бытовой ориентировке.
В течение трех лет (2012-2014) являюсь разработчиком и организатором проведения мероприятий с привлечением волонтеров в рамках Всероссийской акции «Добровольцы детям», проводимой Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд) и направленной на преодоление социальной изолированности воспитанников дома-интерната, приобщения к активному творчеству и социализации их в общество.
В 2014 году учреждение стало победителем конкурса проектов поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводимом Фондом. Проект «Мы вместе», направленный на оказание психолого-педагогической и социальной помощи детям-инвалидам их семьям, получил грантовую поддержку Фонда на 2015-2016гг. Я являюсь одним из разработчиков проекта, а также непосредственным исполнителем мероприятий программы.
Систематически обобщаю и распространяю опыт работы на различных уровнях:
- Республиканский семинар «Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», январь 2012г.
- Республиканская научно-практическая конференция «Создание оптимальных педагогических условий социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями, март 2012 г.
- Мастер-класс «Изготовление цветов из бросового материала», декабрь 2011г. Республиканский семинар «Современные технологии комплексной реабилитации детей-инвалидов в Республике Хакасия».
- Мастер-класс «Изготовление цветов из бросового материала», январь 2012г. Республиканский семинар «Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
- Мастер-класс «Улица полна неожиданностей», март 2012г. Республиканская научно-практическая конференция «Создание оптимальных педагогических условий социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями».
- Мастер-класс «Весенний переполох», апрель 2012г. Республиканский семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Мастер-класс «Путешествие в страну дорожных знаков», апрель 2012г. Республиканский семинар «Формирование коммуникативных навыков и социальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья».
- Выступление с докладом «Использование игротерапии на занятиях по социально-бытовой ориентировке с детьми со сложной структурой дефекта», май 2012г. Республиканский семинар «Психолого-медико-педагогическая поддержка социальной адаптации и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VI вида».
- Республиканский семинар «Оказание помощи детям со сложной структурой дефекта». Мастер – класс «Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке с детьми со сложной структурой дефекта», ноябрь 2012 г.
- Межрегиональная электронная конференция «Организационно-педагогические основы социализации учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для детей с нарушением интеллекта», ноябрь 2013 год.
- Республиканский семинар «Устойчивое развитие и коррекция поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях образования». Мастер-класс «Использование игровых приемов на занятиях по СБО для развития детей с интеллектуальной недостаточностью», январь 2013 г.
- Краевой семинар «Современные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями», 2013 г.
- Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Принципы и методы педагогической коррекции в образовании детей с ОВЗ», февраль 2014 г.
- Республиканская научно-практическая конференция «Дети с особыми образовательными потребностями: педагогика поддержки и развития». Доклад «Моделирование ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке с детьми с нарушением интеллекта», апрель 2014 г.
- Республиканский семинар «Творческая образовательная среда для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Доклад «Нравственное воспитание, как фактор социализации детей с ОВЗ», март 2014 г.
- Краевой семинар учителей «Адаптированные образовательные программы – практика успешных разработок», сентябрь 2014 г.
- Всероссийский семинар «Психолого-педагогические основы профилактической деятельности в образовательной среде», ноябрь 2014г.
- Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Мое оригинальное начало урока», ноябрь 2014 г.
- Республиканская конференция по вопросам внедрения инновационных технологий реабилитации детей-инвалидов и сопровождения семей с детьми – инвалидами на базе ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей». Доклад «Подготовка воспитанников дома-интерната к самостоятельной жизни в условиях тренировочной квартиры», декабрь 2014 г.
С целью повышения уровня профессионализма систематически участвую в различных педагогических и творческих конкурсах, обобщая свой опыт и раскрывая свой творческий потенциал.
- Республиканский фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья «Поверь в себя», 2012 г., 2014 г. (Диплом).
- Городской конкурс детей с ограниченными возможностями здоровья «Утенок», 2012 г., 2014 г. (Благодарственное письмо).
- Республиканский конкурс методических материалов «Профилактика социальной дезадаптации воспитанников учреждений интернатного типа», в номинации «Авторская программа по профилактике социальной дезадаптации воспитанников учреждений интернатного типа», февраль 2012 г. (Диплом III степени).
- Всероссийский фотоконкурс «Ах, широкая ты Масленица!», 2013 г. (Сертификат).
- Конкурс педагогического мастерства на базе ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для детей «Теремок», «Педагог-это призвание!» (Грамота за II место).
- Республиканский конкурс программ психолого-педагогического сопровождения детей» в номинации «Деятельность социального педагога образовательного учреждения», май 2014 г. (Диплом II степени).
- Всероссийская акция «Добровольцы – детям», 2012 г., 2014 г.
- Республиканская экологическая акция «Мы чистим мир», 2014 г.
- Публикация дидактического материала на интернет-сайте «На урок» - www.nayrok.ru:, 2012 г.
- Конспект занятия «Транспорт».
- Конспект занятия «Фрукты».
- Дидактические игры.
- Загадки для детей.
- Физминутки для детей.
- Публикация статьи на интернет-сайте «NUMI.RU» "Особенности межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью", 2012 г.
- Публикация диагностического материала на интернет-сайте «Учителя начальных классов Губаревой Ю.М.» http://gubarewayulia,ucoz.ru/load/18-1-0-201, 2013 г. "Тесты по теме«Транспорт».
- Публикация программы на интернет-сайте УчМет www.uchmet.ru, 2013 г. "Реализация авторской программы по социально-бытовой ориентировке «Будущее в моих руках» http:// www.uchmet.ru/library/material/142056., 2012 г.
- Публикация материала на интернет-сайте Дистанционный Образовательный Портал «Продленка» серия 5570-21298, 2013 год. "Перспективно – тематический план".
- Публикация методической разработки на сайте infourok.ru/material.html?mid=6568. "Презентация: «Дорожные знаки», 2014 г.
- Публикация методической разработки на сайте infourok.ru/material.html?mid=6600. Статья: «Помощь детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию», 2014 г.
- Публикация авторской методической разработки в электронном журнале педагогических материалов «Эдукон». Статья: «Нравственное воспитание детей с отклонениями в развитии, как социализирующий фактор» edukon.ru/material/?mid=14152, 2014г.
В рамках самообразования работаю по теме: «Подготовка детей-инвалидов к самостоятельной жизни в условиях тренировочной квартиры». Провела ряд мастер-классов на уровне города и республики для педагогов и специалистов дома-интерната, учреждений социальной защиты и образования. Победила на Республиканском конкурсе «Деятельность социального педагога образовательного учреждения», май 2014 г. (Диплом II степени), разработала буклет.
Принимаю активное участие в методических объединениях и педагогических советах на уровне учреждения, выступая с докладами, презентациями методических пособий, распространяя тематические буклеты и памятки:
5. Методическое объединение «Использование новейших технологий в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество» (январь, 2013г.).
6. Методическое объединение «Формирование умений и навыков социального поведения» (март, 2013г.).
7. Педагогический совет «Показатели коррекционно-воспитательной работы в доме – интернате «Теремок» (май, 2013г.).
8. Педагогический совет «Пути и средства формирования навыков коммуникативного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью (октябрь, 2014г.).
9. Методическое объединение «Инновационные технологии в формировании социально-бытовых умений и навыков» (декабрь, 2014 г.).
В течение своей профессиональной деятельности систематически повышаю профессиональный уровень через прохождение курсов повышения квалификации и переподготовки, в соответствии с квалификационными требованиями:
- Свидетельство о повышении квалификации по программе «Методическое сопровождение деятельности педагогических работников: педагог (специальной) коррекционной школы» ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и ПК», февраль 2012г. – 120 часов.
- Свидетельство о повышении квалификации по программе «Современные подходы в работе с детьми-инвалидами» ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и ПК», декабрь 2013г. – 72 часа.
- Сертификат дистанционного краткосрочного повышения квалификации по теме: «Современные технологии психолого-педагогической реабилитации в домах-интернатах как основа профилактики детской инвалидности» Красноярская краевая общественная организация Центр методической помощи «Дельта», 36 часов, 2013 г.
- Сертификат краткосрочного повышения квалификации по теме: «Психолого-педагогические основы профилактической деятельности в образовательной среде» Министерство образования Республики Саха (Якутия) Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения РС (Я), 36 часов, 2014 г.